В Турине (Италия) состоялось заседание Сети исследовательских институтов стран БРИКС. Сеть объединяет 5 ведущих исследовательских институтов, включая ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России.
Ученые институтов совместно работают над исследованием «Вызовы и возможности для обеспечения молодежной занятости и потенциальные меры государственной политики». В рамках заседания участники обменялись информацией на эту тему.
В России удельный вес молодежи (категория граждан в возрасте от 14 до 35 лет) в структуре населения страны в последние годы снижается – с 33,1% в 2010 г. до 28,5% в 2018 г. Больше половины молодежи в России относится к возрастной категории 25–35 лет. В основном российская молодежь занята в сфере торговли и ремонта, на обрабатывающих производствах, в строительстве и на транспорте. Такие данные приводит генеральный директор ВНИИ труда Дмитрий Платыгин.
ВНИИ труда был проведен анализ занятости выпускников в Российской Федерации. Ежегодный выпуск по программам среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (ВО) в период с 2010 по 2015 год составлял от 1,7 до 2,0 млн человек.
Справочно:
В структуре выпусков преобладали выпускники ВО с дипломами специалистов и магистров, Однако их абсолютная численность и доля в общем выпуске снижалась – от 52% в 2010 г. до 45,1% в 2015 г. Одновременно в структуре выпуска увеличивалась доля бакалавров (за период с 2010 по 2015 год на 10,8%), а их численность увеличилась более, чем в три раза. Удельный вес выпускников с СПО по всем программам подготовки в 2015 г. по сравнению с 2010 г. сократился незначительно.
Уровень экономической активности выпускников, получивших образование в 2014–2016 годы, по состоянию за 2017 год существенно выше (89,5%), чем в среднем у молодежи в возрасте 20–29 лет (76,2%) и у населения в целом (62,8%). Уровень занятости выпускников в 2017 г. был выше, чем в среднем у молодежи в возрасте 20–29 лет (69,6%) и у всего населения в целом (59,5%). Лишь занятость молодежи в возрасте 25-29 была более высокой – 83,9%.
С 2012 по 2017 год уровень занятости недавних выпускников с высшим образованием несколько снизился, а уровень занятости выпускников со средним профессиональным образованием, как по программам специалистов, так и по программам квалифицированных рабочих, незначительно, но вырос.
«Ключевым моментом для быстрой адаптации молодежи на рынке труда является получение опыта работы еще во время учебы», – говорит Дмитрий Платыгин. Так, согласно данным Росстата, в России более 22% всех выпускников 2010–2015 годов имели в период своего обучения постоянную работу, причем у 13,3% работа была связана с получаемой профессией (специальностью). Еще 15,5% работали время от времени, в том числе 6,8% – по получаемой профессии (специальности). Таким образом, к моменту завершения образования 37,5% выпускников уже имели опыт работы, из них более 20% – по получаемой профессии (специальности).
Дмитрий Платыгин также отмечает, что в России, на фоне других стран БРИКС, лучше показатели NEET (категория молодежи, которая не работает, не учится, не находится в поиске работы). В то же время в мире уровень NEET составляет в среднем 22%.
Что касается других стран, то согласно опросу, проведенному МОТ, общеевропейским трендом, за исключением стран Восточной Европы, является сокращение занятости молодежи в производственном секторе и строительной отрасли и, наоборот, возрастает занятость в таком секторе, как здравоохранение (что связано с проблемой старения населения).
В странах Восточной Европы, наоборот, увеличивается занятость молодежи в строительной отрасли, однако рабочие места в этой сфере не создают большую добавленную стоимость. При этом «идеальная работа», с точки зрения молодежи, характеризуется наличием дружелюбной атмосферы в организации, хорошей заработной платой, возможностью для развития карьеры.
Страны реализуют меры макроэкономической политики, направленные на создание достойных рабочих мест для молодежи, на развитие ключевых компетенций для продолжения обучения в течение всей жизни. Среди приоритетов также развитие цифровых стартапов, нормативное регулирование новых возникающих форм занятости, реализация активной политики на рынке труда в молодежном сегменте. Эти и многие другие вопросы были обсуждены в ходе заседания.
По итогам ученые Сети институтов договорились о подготовке к середине 2019 года доклада министрам труда и занятости стран БРИКС по вопросам молодежной занятости.
Справочно:
С учетом того, что сегодня в России требуется усиление профориентационной работы, интересен опыт Бразилии, где одной из действенных мер сегодня являются ученические контракты. По закону работодатели должны заключать ученические контракты и выделять для этого квоты от 5% до 15% рабочих мест. Контракты заключаются на срок до 2-х лет и ученикам устанавливается зарплата. Основная цель этой меры заключается в том, чтобы еще во время учебы (в Бразилии студенты выпускаются из учебных заведений в возрасте 23-24 года) молодые люди уже могли получить производственный опыт и выйти на рынок труда подготовленными. В основном ученические контракты распространены в таких сферах, как предоставление услуг (46%), торговля (26%), промышленность (21%), строительство (14%), а преимущественными профессиями являются офисные служащие, разнорабочие, рабочие автомастерских, ряд строительных профессий.
Аналогичный опыт есть и в Индии, где 3% вакансий, размещаемых государственными организациями, должны заполняться на основе ученических договоров. Зарплата стажера не сопоставима с зарплатой специалиста, но таким образом молодежь приобретает опыт.
Большое внимание развитию предпринимательства в молодежной среде уделяет Китай. За последние годы существенно возросло количество бизнесов, созданных китайскими выпускниками, а для молодежи предпринимательство становится очень привлекательным. В Китае реализуется стратегия массового предпринимательства и инноваций, включая многоступенчатые образовательные программы в области предпринимательства. В частности, предпринимательство молодежи развивается в сфере услуг и в сфере цифровых и инновационных технологий. Государство поддерживает стартапы и в течение 3-х лет с момента создания мониторит их развитие. Специальный фонд оказывает поддержку в течение этого времени, вплоть до выделения денег в случае необходимости. Иными словами, молодежь ориентируют на то, чтобы они не искали рабочие места, а создавали их. Причем молодежь стимулируют к возвращению после получения образования в их родные города. Чанчжоу, который несколько лет назад был рыбацкой деревней, сейчас крупный и развитый центр инноваций, в том числе благодаря возвращению инновационной молодежи.